Определить, что пришла пора менять вещество можно в процессе прокачки тормозной системы (проводится в рамках технического обслуживания автомобиля). Для этой цели применяются диагностические полоски, которые меняют цвет в зависимости от объема влаги, присутствующей в веществе. Если не проходить ТО вовремя, определить проблемы с тормозной жидкостью нереально.
Как понять, что пришла пора менять тормозную жидкость?
Есть косвенные признаки, указывающие на то, необходима замена вещества:
-
провалы при вдавливании тормоза (при попытке резко затормозить);
-
чрезмерно тугое нажатие на педаль зимой;
-
ощущение «накачивания» — педаль при каждом последующем нажатии становится все более упругой, а ход укорачивается.
Деградирующая (теряющая или уже потерявшая свои первоначальные свойства) тормозная жидкость просто парализует функционирование тормозной системы. Тут возможны два варианта развития событий:
-
Цилиндры в двигателе внутреннего сгорания раскроются — произойдет самостоятельное торможение авто.
-
Автомобиль просто перестанет отзываться даже при вдавливании тормоза «в пол».
Обе ситуации серьезно повышают риск ДТП. Поэтому важно вовремя проводить замену вещества, систематически заезжая в сервис, где после диагностики машины определят, с какой периодичностью это необходимо делать.
Что именно делает вещество?
Передает усилие от нажатия на педаль к системе торможения гидравлического типа. Именно «гидравлика» установлена в Лексусах GS-класса. Здесь все усилия при передаются именно благодаря тормозному веществу.
В машине с «механикой» (механической КПП) это вещество используется и в системе торможения, и в сцеплении. В таких авто бак для залива вещества располагается в разных местах.
Чтобы лучше понять, как работает вещество, разберемся с функциями, выполняемыми тормозной системой:
-
Бак. Имеет горлышко, через которое в систему заливается вещество.
-
Датчик уровня вещества. Позволяет видеть уровень жидкости на приборной панели. Если последней будет недостаточно, машина не заведется.
-
Педаль и привод. Дают «сигнал» системе, что нужно тормозить.
-
ГТЦ (главный тормозной цилиндр). Принимает усилие от тормозной педали (при помощи привода).
-
Колесные цилиндры. «Активизируются» из-за повышения давления вещества, запускают процесс торможения при помощи колодок.
-
Трубки, шланги, магистрали. В них вещество движется от одного узла к другому, передавая цилиндрам сигнал о необходимости торможения.
Если не использовать в этой системе тормозную жидкость, «сигнал» от педали к колодкам просто не будет передаваться. Механические детали привода станут бесполезными, ведь, чтобы остановить тяжелую машину, массой в тонну и более, нужны серьезные усилия.
Поколения тормозных жидкостей
На рынке есть 4 вида этих веществ, каждый из которых имеет отличия в плане основы и присадок. Также они отличаются друг от друга своими основными свойствами:
-
температурой кипения не менее 200 градусов;
-
способностью не замерзать при -60 градусах;
-
вязкостью от 1,5 мм2/c при температуре в 100 градусов (не более 1800 мм2/c при температуре 40 градусов);
-
стабильностью плотности структуры, независимо от интенсивности и эксплуатационных условий;
-
возможностью полностью смазать весь рабочий объем моторных цилиндров;
-
способностью не наносить вред резиновым изделиям.
Рассмотрим 4 поколения тормозных жидкостей. Они разработаны по технологиям Минтранспорта США. Поэтому имеют в начале названия имеют приставку «DOT» (сокращение от «Departament of Transportation»). Главное их отличие — основа, процентное соотношение которой должно составлять как минимум 92%. Остальные 8% это различные присадки.
DOT 3
Основа минеральная. Не оказывает негативного влияния на детали автомобиля из резины и металла. Эффективно смазывает цилиндры, сводит к нулю риски закисания вещества, появления коррозии.
Когда температура опускается до -20 градусов, DOT 3 начинают активно впитывать влагу и становятся чрезмерно вязкими. Деградируют примерно за 12-18 месяцев. Рекомендуются для ранних моделей Лексус с барабанными тормозами (или комбинированными).
DOT 4
Основа — синтетическая смесь эфира с полигликолем. Популярное решение, пригодное для всех современных моделей Lexus класса GS. Главное преимущество вещества — возможность сохранять свои первоначальные свойства в условиях широкого температурного диапазона. Менять DOT 4 рекомендуется каждые 2-4 года — все зависит от особенностей автомобиля.
DOT 5.1
Имеет смешанную основу и представляет собой улучшенный вариант DOT 4, но имеет более высокую гигроскопичность при малой вязкости. Отличается повышенной температурой закипания. Чаще всего используется в спортивных автомобилях.
DOT 5
Основа — синтетический силикон. Показывает высокую стабильность в разных условиях эксплуатации. Подходит (и рекомендуется) для:
-
внедорожников;
-
спорткаров;
-
тяжелых седанов;
-
грузовиков.
DOT 5 нельзя использовать в системах, где присутствуют изделия из резины (или резиноподобные элементы).
Независимости от типа тормозной жидкости, ее главным недостатком остается гигроскопичность. Поэтому производители автомобилей продумывают конструкции машин таким образом, чтобы вещество не контактировало с влагой.
На 100% предотвратить такой контакт невозможно. Да и реализовать полностью герметичную систему нельзя — это плохо отразиться на ее эффективности.
Влага в DOT 3 или 4 быстро приведет к коррозии, сделает вещества нестабильными. Внутри узлов и элементов со временем появятся закисания, которые сделают процесс торможения малоэффективным.
Как часто необходимо менять вещество?
Узнать точные сроки можно в сервисной документации к вашему Lexus GS. Но важно понимать, что прописанные там цифры подходят для идеальных условий эксплуатации автомобиля. А в реальной жизни это невозможно.
Поэтому сроки замены лучше узнать в автосервисе после проведения техобслуживания автомобиля. Мастера определят, в каком состоянии тормоза и смогут дать четкие рекомендации конкретно для вашего авто.
На срок годности тормозной жидкости не влияет активность эксплуатации авто. Но когда машина стоит более 3 месяцев, перед выездом обязательно проверяют работу тормозов.
Если рассматривать средние показатели, то периоды замены веществ DOT будут следующими:
-
3 — каждые 12 месяцев. Перед наступлением зимы. После длительной стоянки авто.
-
4 — каждые 24 месяца. В процессе подготовки машины к холодам. После продолжительной стоянки.
-
5.1 — каждые 12 месяцев (при любых условиях эксплуатации машины).
-
5 — каждые 4,5 года.
Совместимость разных типов жидкостей
Производители веществ не советуют использовать вместе разные вещества. Даже запрещают. Более того, ваш Lexus GS может быть снят с гарантии, если вы вдруг смешаете вещества или зальете в бак неподходящий тип DOT.
Лишь в экстренных случаях можно смешивать DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1. Например, чтобы доехать до автосервиса при поломке автомобиля. С DOT 5 мешать ничего нельзя, так как силикон в основе несовместим с минеральными и синтетическими веществами.
Как выполняется замена тормозной жидкости?
Выполнить замену жидкости просто. Намного труднее определить сроки, поэтому лучше довериться мастерам и посетить автосервис, тем более, что услуга стоит недорого. Выполняется замена так:
-
Рабочее тело полностью выкачивают из системы.
-
Цилиндры, магистрали, патрубки и шланги продувают воздухом под давлением.
-
В систему заливают новую жидкость, выполняют ее прокачку.
Лучше всего проводить такие работы в сервисном центре, который использует совместимые и современные вещества, подходящие для конкретного авто.